Цистерны серная кислота, улучшенная серная кислота и меланж
Добавлено: Вт окт 27, 2009 7:58 am
Наиболее массовым наливным химическим грузом в годы первых пятилеток являлась серная кислота (контактная, аккумуляторная, башенная и др.).Она представляет собой соединение трехокиси серы с водой. Крайне гигроскопична. Смеси, в которых молекулярное соотношение серного ангидрида к воде больше единицы, являются растворами трехокиси серы в серной кислоте и называются олеумом или дымящей серной кислотой (Н2SО4 и SО3), а смеси, в которых это отношение меньше единицы, водными растворами серной кислоты (Н2SО4 и Н2О). В зависимости от содержания в них основного вещества (моногидрата) эти растворы называют купоросным маслом, аккумуляторной серной кислотой и т.п.
Разбавленная серная кислота растворяет все металлы, стоящие в ряду напряжений впереди водорода (кроме свинца). Концентрированная серная кислота окисляет металлы, а при нагревании растворяет даже металлы, стоящие в ряду напряжений за водородом, но не действует на железо.
Серная кислота является одним из важнейших продуктов основной химической промышленности. Наиболее крупным потребителем серной кислоты является промышленность минеральных удобрений, особенно фосфорных. Серная кислота в смеси с азотной широко применяется в многочисленных производствах для нитрования органических веществ. Большое количество крепкой серной кислоты расходуется в нефтяной промышленности для очистки бензинов, смазочных масел и других нефтепродуктов. Серная кислота применяется также в производстве сернокислых солей, в лакокрасочной промышленности и т.п.
Цистерны довоенной постройки;
Для перевозки серной кислоты и меланжа были изготовлены четырехосные цистерны с котлом емкостью 26м3, грузоподъемностью 50т. Цистерны, постройки до 1941 г., имели раму конструкции - 1931г с базой 7120мм, котёл состоящий из пяти обечаек толщиной 10мм, нижнего броневого листа толщиной 12мм и такой же толщины двух штампованных днищ. Внутренний диаметр котла равен 1890мм, наружная длина 9600мм (старый калибровочный тип 252).
Цистерна довоенной постройки для перевозки серной кислоты емкостью 26м3
В сернокислотных цистернах первой конструкции, кроме серной кислоты, обеспечивалась перевозка меланжа, олеума и ингибированной соляной кислоты. Эти же цистерны были приспособлены для перевозки желтого фосфора. Неингибированную соляную кислоту перевозили в гуммированных цистернах. Подъемная сила цистерн этого типа 50т использовалась полностью и при перевозке в них серной кислоты и олеума. Несмотря на то, что при перевозке других продуктов с меньшими объемными весами грузоподъемность цистерн использовалась от 65 до 90% их применять было экономически выгоднее.
Цистерны послевоенной постройки;
Цистерны послевоенной постройки имели раму конструкции 1945г с базой 7120мм (новый калибровочный тип 37) тару 22,6т без ручного тормоза и 23,4т с ручным тормозом. Цилиндрическая часть котла сварена из продольных листов. Котел цистерны, изготавливали сварной конструкции из стали марки Ст.3. Верхние и боковые листы между собой сварены встык, а нижний (броневой) лист с боковыми обечайками внахлестку. Также внахлестку выполнена сварка днищ с цилиндрической частью котла. Внутренний диаметр котла равен 1890мм, а его наружная длина 9600мм.
Цистерна для перевозки серной кислоты послевоенной постройки емкостью 26м3
На раме котёл установлен с наклоном в одну сторону для обеспечения полного слива жидкости. Необходимость полного слива обусловливается большой ценностью перевозимого груза и предохранения котла от воздействия остатков кислоты.
С пониженной стороны котла имеется большой колпак с внутренним диаметром 1300мм и толщиной стенок 8мм.
На крышке большого колпака расположена следующая арматура: сифонная труба для слива диаметром 3"; поплавок для замера уровня жидкости в котле; трубка диаметром 1,5" для подачи воздуха; трубка для манометра; предохранительный клапан, рассчитанный на давление 2,5атм.. Кроме большого колпака на котле установлен малый колпак для промывки и дегазации цистерны, которым, как правило, ни поставщик, ни потребитель не пользовались.
Цистерна оборудована наружной и внутренней лестницами и площадкой вокруг колпака. Крепление котла на раме подобно четырёхосной цистерне для нефтепродуктов.
Цистерна для перевозки серной кислоты конструкции 1955 - 1958 г. имеет объем котла 29м3, грузоподъемность 56т и тару 21,6т.
Внутренний диаметр котла равен 2 000 мм, длина цилиндрической части 8252мм, а общая длина 9 380мм. Толщина стенок составляет: броневого листа 12мм, верхних листов 10мм, днищ 16мм. Радиус днища равен 1 800мм, а радиус кривой сопряжения днища с цилиндром 340мм. Внутренний диаметр колпака 1200мм.
У цистерны имеются трубы для налива и слива, кран воздушного рукава, кран для подключения манометра, указатель уровня налива, предохранительный клапан и крышка люка.
Для перевозки купоросного масла, башенной серной кислоты и отработанной регенерированной серной кислоты построены цистерны емкостью 32м3 модели 15-Ц854 и 15-1401 (калибровочный тип 32), грузоподъемностью 60т. Тара цистерны 21,34т.
Цистерна для перевозки серной кислоты емкостью 32м3 (База цистерны 7120)
Цистерна для перевозки серной кислоты емкостью 32м3 (База цистерны 7800)
Цистерна для перевозки серной кислоты модели 15-1401
Основными узлами цистерн являются четырехосные платформы конструкции - 1957г с базой 7120мм, конструкции 1962г - с базой 7800мм и котел емкостью 32м3 с разной эллиптичностью днищ.
В комплект четырехосных платформ входят рама, две двухосные тележки типа ЦНИИ-ХЗ-О с подшипниками качения или скольжения, две автосцепки типа СА-3 и стояночный тормоз.
В комплект котла входят сливо-наливное устройство, предохранительно-впускной клапан, рассчитанный на давление 2,5атм. и вакуум 0,2атм.
Рама цистерны сварной конструкции состоит из продольной (хребтовой) балки и двух поперечных (шкворневых) балок, на которых размещены опоры котла.
Котел цистерны изготовлен из листового проката стали марки Ст. 3 толщиной 10-12мм.
В верхней части котла посередине расположен колпак с лазовым люком, сливо-наливной трубой, при помощи которой производится слив и налив продукта, и предохранительно-впускным клапаном, отрегулированным на выпуск газов из котла при давлении 2,5атм. и на впуск воздуха при уменьшении давления в котле на 0,2атм. ниже атмосферного. В нижней части котла под сливо-наливной трубой имеется поддон для более полного слива продукта. Котел крепится к раме четырьмя хомутами, а также лапами, предохраняющими котел от продольного смещения. Внутренний диаметр котла 2000мм, длинна котла 10484мм. Вес котла 6130кг.
Для удобства обслуживания цистерны установлены две лестницы наружная и внутренняя.
Рама цистерны с опорами окрашена в зеленый цвет, наружная лестница, поручни и площадки в черный. Наружная поверхность котла, приборов на колпаке и хомуты крепления котла окрашены перхлорвиниловыми эмалями в черный цвет. Вдоль всего котла цистерны с обеих сторон на середине имеется полоса желтого цвета, на днищах котла нанесен круг зеленого цвета, окантованный белой кольцевой полосой.
На днищах цистерн парка МПС вместо круга зеленого цвета с белой кольцевой полосой нанесен желтый квадрат.
Разбавленная серная кислота растворяет все металлы, стоящие в ряду напряжений впереди водорода (кроме свинца). Концентрированная серная кислота окисляет металлы, а при нагревании растворяет даже металлы, стоящие в ряду напряжений за водородом, но не действует на железо.
Серная кислота является одним из важнейших продуктов основной химической промышленности. Наиболее крупным потребителем серной кислоты является промышленность минеральных удобрений, особенно фосфорных. Серная кислота в смеси с азотной широко применяется в многочисленных производствах для нитрования органических веществ. Большое количество крепкой серной кислоты расходуется в нефтяной промышленности для очистки бензинов, смазочных масел и других нефтепродуктов. Серная кислота применяется также в производстве сернокислых солей, в лакокрасочной промышленности и т.п.
Цистерны довоенной постройки;
Для перевозки серной кислоты и меланжа были изготовлены четырехосные цистерны с котлом емкостью 26м3, грузоподъемностью 50т. Цистерны, постройки до 1941 г., имели раму конструкции - 1931г с базой 7120мм, котёл состоящий из пяти обечаек толщиной 10мм, нижнего броневого листа толщиной 12мм и такой же толщины двух штампованных днищ. Внутренний диаметр котла равен 1890мм, наружная длина 9600мм (старый калибровочный тип 252).
Цистерна довоенной постройки для перевозки серной кислоты емкостью 26м3
В сернокислотных цистернах первой конструкции, кроме серной кислоты, обеспечивалась перевозка меланжа, олеума и ингибированной соляной кислоты. Эти же цистерны были приспособлены для перевозки желтого фосфора. Неингибированную соляную кислоту перевозили в гуммированных цистернах. Подъемная сила цистерн этого типа 50т использовалась полностью и при перевозке в них серной кислоты и олеума. Несмотря на то, что при перевозке других продуктов с меньшими объемными весами грузоподъемность цистерн использовалась от 65 до 90% их применять было экономически выгоднее.
Цистерны послевоенной постройки;
Цистерны послевоенной постройки имели раму конструкции 1945г с базой 7120мм (новый калибровочный тип 37) тару 22,6т без ручного тормоза и 23,4т с ручным тормозом. Цилиндрическая часть котла сварена из продольных листов. Котел цистерны, изготавливали сварной конструкции из стали марки Ст.3. Верхние и боковые листы между собой сварены встык, а нижний (броневой) лист с боковыми обечайками внахлестку. Также внахлестку выполнена сварка днищ с цилиндрической частью котла. Внутренний диаметр котла равен 1890мм, а его наружная длина 9600мм.
Цистерна для перевозки серной кислоты послевоенной постройки емкостью 26м3
На раме котёл установлен с наклоном в одну сторону для обеспечения полного слива жидкости. Необходимость полного слива обусловливается большой ценностью перевозимого груза и предохранения котла от воздействия остатков кислоты.
С пониженной стороны котла имеется большой колпак с внутренним диаметром 1300мм и толщиной стенок 8мм.
На крышке большого колпака расположена следующая арматура: сифонная труба для слива диаметром 3"; поплавок для замера уровня жидкости в котле; трубка диаметром 1,5" для подачи воздуха; трубка для манометра; предохранительный клапан, рассчитанный на давление 2,5атм.. Кроме большого колпака на котле установлен малый колпак для промывки и дегазации цистерны, которым, как правило, ни поставщик, ни потребитель не пользовались.
Цистерна оборудована наружной и внутренней лестницами и площадкой вокруг колпака. Крепление котла на раме подобно четырёхосной цистерне для нефтепродуктов.
Цистерна для перевозки серной кислоты конструкции 1955 - 1958 г. имеет объем котла 29м3, грузоподъемность 56т и тару 21,6т.
Внутренний диаметр котла равен 2 000 мм, длина цилиндрической части 8252мм, а общая длина 9 380мм. Толщина стенок составляет: броневого листа 12мм, верхних листов 10мм, днищ 16мм. Радиус днища равен 1 800мм, а радиус кривой сопряжения днища с цилиндром 340мм. Внутренний диаметр колпака 1200мм.
У цистерны имеются трубы для налива и слива, кран воздушного рукава, кран для подключения манометра, указатель уровня налива, предохранительный клапан и крышка люка.
Для перевозки купоросного масла, башенной серной кислоты и отработанной регенерированной серной кислоты построены цистерны емкостью 32м3 модели 15-Ц854 и 15-1401 (калибровочный тип 32), грузоподъемностью 60т. Тара цистерны 21,34т.
Цистерна для перевозки серной кислоты емкостью 32м3 (База цистерны 7120)
Цистерна для перевозки серной кислоты емкостью 32м3 (База цистерны 7800)
Цистерна для перевозки серной кислоты модели 15-1401
Основными узлами цистерн являются четырехосные платформы конструкции - 1957г с базой 7120мм, конструкции 1962г - с базой 7800мм и котел емкостью 32м3 с разной эллиптичностью днищ.
В комплект четырехосных платформ входят рама, две двухосные тележки типа ЦНИИ-ХЗ-О с подшипниками качения или скольжения, две автосцепки типа СА-3 и стояночный тормоз.
В комплект котла входят сливо-наливное устройство, предохранительно-впускной клапан, рассчитанный на давление 2,5атм. и вакуум 0,2атм.
Рама цистерны сварной конструкции состоит из продольной (хребтовой) балки и двух поперечных (шкворневых) балок, на которых размещены опоры котла.
Котел цистерны изготовлен из листового проката стали марки Ст. 3 толщиной 10-12мм.
В верхней части котла посередине расположен колпак с лазовым люком, сливо-наливной трубой, при помощи которой производится слив и налив продукта, и предохранительно-впускным клапаном, отрегулированным на выпуск газов из котла при давлении 2,5атм. и на впуск воздуха при уменьшении давления в котле на 0,2атм. ниже атмосферного. В нижней части котла под сливо-наливной трубой имеется поддон для более полного слива продукта. Котел крепится к раме четырьмя хомутами, а также лапами, предохраняющими котел от продольного смещения. Внутренний диаметр котла 2000мм, длинна котла 10484мм. Вес котла 6130кг.
Для удобства обслуживания цистерны установлены две лестницы наружная и внутренняя.
Рама цистерны с опорами окрашена в зеленый цвет, наружная лестница, поручни и площадки в черный. Наружная поверхность котла, приборов на колпаке и хомуты крепления котла окрашены перхлорвиниловыми эмалями в черный цвет. Вдоль всего котла цистерны с обеих сторон на середине имеется полоса желтого цвета, на днищах котла нанесен круг зеленого цвета, окантованный белой кольцевой полосой.
На днищах цистерн парка МПС вместо круга зеленого цвета с белой кольцевой полосой нанесен желтый квадрат.