Что это такое узкой колеи?

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#131 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Инспец писал(а):
Вс янв 10, 2021 3:02 pm
Обозначение на буксах St. B. указывает на то, что вагон принадлежит к типу, принятому для k.k.St.B. - государственных железных дорог Австро-Венгрии. Узкоколейных линий в ведении k.k.St.B. было предостаточно. На многих из них системы поездных тормозов (в том числе, Гарди), применялись ещё с конца XIX века, и были обязательными для всего подвижного состава.
Кстати, согласен - если говорить об Австро-Венгрии, то там было много горных дорог, на которых обязательное применение автотормозов могло быть насущной необходимостью.

Другое дело, что на советских УЖД при получении трофейных вагонов тормозное оборудование австрийского типа почти наверняка демонтировалось в обязательном порядке. Например, в книге по переделке трофейных вагонов широкой колеи указано, что допускаются к эксплуатации в СССР только тормоза Кунце-Кнорра и Гильдебрандт-Кнорра, а тормозное оборудование других типов должно быть демонтировано.

Поскольку в 1945 году на советских УЖД для небольших крытых вагонов грузоподъемностью до 10т применялся только ручной тормоз, трофейные вагоны приводились к тому же стандарту. Если в трофеях и попадались вагоны с вакуумными тормозами Гарди, то вместе с переделкой на колею 750мм оборудование этой тормозной системы снималось и оставляли только ручной тормоз.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#132 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

glorg писал(а):
Сб янв 09, 2021 6:06 pm
DmitriSkif писал(а):
Сб янв 09, 2021 3:51 pm
Касаемо переделки на другую колею - в случае узкоколейки, скорее распрессовали ось и либо обточили исходную, либо приспособили подходящую отечественную
Штука в том, что у этого вагона сохранились поворотные тележки. И сидят они внутри рамы так, что перемещаться способны на +/- 5 см, не более. Если бы переделывали с 760 на 750, там бы или место образовалось, или, что скорее, выкинули бы эту поворотную конструкцию целиком, но был ли тогда смысл возиться с подобным вагоном вообще для переделки?
При переделке 760 на 750мм колеса сдвигаются на оси всего на 5мм (!!!) с каждой стороны. Соответственно, и обточить ось нужно всего на 5мм с каждой стороны. Вся остальная конструкция остается без изменений. Так что вагон может быть изначально и под колею 760мм.

Скажем, относительно паровоза 83-40, который также попал на Харьковскую ДЖД (вероятно, вместе с вагоном) я встречал упоминания, что изначально он имел колею 760мм и был переделан на 750мм. В Википедии также указано, что паровозы серии 83 строились под ширину колеи 760 и 1000мм.

Резон простой - при переделке трофейных вагонов старались сократить трудоемкость работ и максимально использовать все трофейные детали, которые только можно, так как после войны подвижного состава очень сильно не хватало. Но поскольку конструкция с поворотными осями немного нестандартная для регулярной эксплуатации на отечественных УЖД и сильно усложняющая ремонт, от такого вагона и поспешили избавиться в первую очередь, передав его на ДЖД.

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#133 Непрочитанное сообщение glorg »

ГойкоМитич писал(а):
Вс янв 10, 2021 7:45 pm
При переделке 760 на 750мм колеса сдвигаются на оси всего на 5мм (!!!) с каждой стороны. Соответственно, и обточить ось нужно всего на 5мм с каждой стороны. Вся остальная конструкция остается без изменений. Так что вагон может быть изначально и под колею 760мм.
Убедительно. Что касается клейма, надо будет при возможности проверить, что там. И если окажется именно St.B. и это действительно соответствует k.k.St.b., то вопрос с вагоном можно считать закрытым с резюме, что это "какой-то трофейный" и его происхождение есть тайна, покрытая мраком.

DmitriSkif
Сообщения: 1674
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
Имя: Дмитрий
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 78 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#134 Непрочитанное сообщение DmitriSkif »

Учитывая, насколько "качественно" укладывали путь на ДЖД, могли и вовсе ничего не переделывать - колесные пары у вагона тоже установлены не строго, а с учетом разбега для вписывания в кривые. Это ж не трамвай. Даже с поворотными осями разбег присутствует. Год покатается - реборды срежутся самостоятельно. Если путь не развалит "домиком".

При передаче тепловоза ТУ3 в Екатеринбург его даже не переводили с 760 на 750 мм. Ездит так.

Р.М.
Сообщения: 1883
Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 3:29 pm
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 351 раз
Контактная информация:

Re: Что это такое узкой колеи?

#135 Непрочитанное сообщение Р.М. »

Вот и я считаю, что переделывать вагон с колеи 760 мм на 750 мм смысла не было никакого. Тем более вагон был не новый и прокат колёсных пар у него был. И пути на ужд не были идеальными.

DmitriSkif
Сообщения: 1674
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2014 1:07 pm
Имя: Дмитрий
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 78 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#136 Непрочитанное сообщение DmitriSkif »

Полагаю, что при такой короткой базе это была вообще ни разу не проблема. Тем более, что у старых вагонов ширина бандажей меньше, чем у относительно современных - стрелки вагон должен был проходить нормально. Иначе заклинивал бы в крестовине или контррельсах. Не исключаю, что и паровоз никто не трогал. С его длиной жесткой базы и отсутствием гладкой колесной пары без реборд разбег там должен быть просто конский. А Южная - не Тбилисская, малыми радиусами не страдала. Если на прямых паровоз бегал без проблем, то в кривых и подавно впишется - там уширение до 782 мм бывает.

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#137 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

Посмотрел в интернете - на буксах часто название дорог указывали. В том числе, встречается и аббревиатура k.k.St.B. В разные годы на разных вагонах были разные названия и обозначения, есть фото вагона k.k.St.B., на буксе которого имеется похожее клеймо в круге, но буквы на фото разобрать не получается. Однако, на некоторых вагонах название дороги k.k.St.B. указывалось следующим образом: сверху совсем маленькими буквами "k.k.", а ниже более крупными "St.B."
kkW1a-2_DVD-e1506527907625-268x268.jpg
kkW1a-2_DVD-e1506527907625-268x268.jpg (12.97 КБ) 1112 просмотров
Ссылка на источник
BLW BMA 84 03 kkStB J8 18739 hhw gd.jpg
BLW BMA 84 02 VB 1885 Skizze Coll GD.gif

Если клеймо на харьковском вагоне было выполнено таким же образом, то верхние маленькие "k.k." вполне могли затеряться под слоем краски.
Если рассмотреть вот эту фотографию, то сверху, над буквами "St" можно разглядеть нечто, напоминающее букву "k"...
File08.jpg

Думаю, вероятнее всего, что это австрийский вагон k.k.St.B. - только здесь первые буквы названия являются маленькими.
Последний раз редактировалось ГойкоМитич Чт янв 14, 2021 12:42 pm, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#138 Непрочитанное сообщение glorg »

ГойкоМитич писал(а):
Вт янв 12, 2021 3:11 pm
Если клеймо на харьковском вагоне было выполнено таким же образом, то верхние маленькие "k.k." вполне могли затеряться под слоем краски.
Если рассмотреть вот эту фотографию, то сверху, над буквами "St" можно разглядеть нечто, напоминающее букву "k"...
Да, похоже, какие-то буквы имеются... Жаль, ни одного качественного фото (без блика и с хорошей прорисовкой рельефа) не нашлось, да и краски там... Пока считаем, что это государственная дорога, в общем, до появления подробного фото клейма и других версий...
Ну и попутный вопрос - в какой период ставили такие клейма... Клеймо с длинной надписью в две строки, что приводил с train-photo, - это 1910-е годы, Рингхофер. А платформа на чертеже - каких годов?..

Аватара пользователя
ГойкоМитич
Сообщения: 1309
Зарегистрирован: Пт окт 28, 2016 11:03 pm
Благодарил (а): 646 раз
Поблагодарили: 400 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#139 Непрочитанное сообщение ГойкоМитич »

glorg писал(а):
Вт янв 12, 2021 6:29 pm
А платформа на чертеже - каких годов?..
В источнике указан 1885.

Вот еще фото круглого клейма k.k.St.B. слева - 1860г (предположительно, не является достоверной)., справа - 1909г.
Ссылка на источник
BLW BMA 60 01 3_370 KKStB Ja 95395 dgs lop gd.jpg


Если допустить, что харьковский крытый вагон попал на дорогу вместе с паровозом 83-040, то происхождение вагона можно определить достаточно точно.
Паровоз 83-040 построен в 1929 году в Будапеште (Венгрия) для Югославии на колею 760мм. СССР из Югославии трофеев или репараций не брал. Вероятно, на территорию СССР он мог попасть если в период оккупации немцы перевели его из Югославии на одну из дорог на территории СССР. Дорога должна быть колеи 760мм. В заметках о паровозе 83-040 упоминается, что он был на Кишеневской дороге в депо Измаил. Но никакой информации о наличии в Измаиле узкоколейки мне найти не удалось. Можно предположить, что если 83-040 и оказался в Измаиле, то скорее всего для ремонта, а не для работы. Харьковский вагон, вероятно, пришел с той же дороги колеи 760мм, для которой привезли 83-040 из Югославии. В атласе 1943 года на Кишеневской дороги указан один узкоколейный участок Косчуя-Чудей. В ЭМБ есть следующая информация об этой УЖД:
Ссылка на источник
5622. Межиречье [Чудей] - Банилов-Подгорный - Подгорный [Кощуя]
Черновицкая обл.
Лесовозная УЖД. УЖД общего пользования. Колея 750 мм, 760 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 23.2 км. Год открытия: 1907. Год закрытия: 1951. Разобрана.
Построена в 1907·08 гг. компанией Bukowinär Lokalbahnen, имела колею 760 мм. До 1918 г. управлялась KKStB, до 1940 г. - CFR, после - Кишинёвская ж.д. НКПС. К основной линии примыкали три лесовозных ветки (одна в Гилче и две - в Кощуе). Они находились в частном ведении и принадлежали братьям Феликсу и Михаэлу Адлерсбергам. В 1946·47 гг. вся система была перешита на 750 мм и впоследствии использовалась для лесоперевозок до 1951 г. (?)
Таким образом, если предположить, что харьковский вагон принадлежал этой УЖД, то все сходится. Клеймо на буксах - с 1907 по 1918 дорога управлялась k.k.St.B. и вагоны могли иметь соответствующее клеймо. В 1918 году УЖД перешла к Румынии и в 1940 году, после присоединения Северной Буковины, оказалась на территории СССР в составе Кишеневской ЖД. Немцы оккупировали ее во время войны и привезли паровоз 83-040 той же колеи 760мм из Югославии. После освобождения территории СССР, вагон австрийского типа оказался вместе с югославским паровозом на Кишеневской ЖД, откуда и попал на Харьковскую ДЖД. Любопытно, что в атласе 1945 года УЖД Косчуя-Чудей отсутствует. Возможно, во время войны она была разрушена или повреждена, поэтому и не указывалась как действующая, а уцелевший подвижной состав (вагон и паровоз) передали на Харьковскую ДЖД (есть информация, что паровоз переделали на 750мм уже в Харькове). Но позже (в 1946-1947г) УЖД Косчуя-Чудей была восстановлена с одновременной перешивкой на 750мм, поэтому укомплектовали ее уже советским подвижным составом стандартной для СССР узкой колеи 750мм.

Информация о паровозе с ТрейнПикс
Паровоз номер 83-040, из депо Измаил.
Единственный трофейный паровоз этого типа, попавший в СССР. Поступил в 1945 году
Тендер от довоенного ЛК-04-1

Паровоз прибыл в Харьков летом 1945 г, отправлен на Харьковский паровозоремонтный завод, где его привели в ходовое состояние, изменив при этом ширину колеи с 760 на 750 мм.
Проработав на ДЖД до ноября 1945 года, паровоз вновь отправился на завод. Весной 1946 года локомотив вернулся на Малую Южную. После списания, как минимум до 1954 года находился на Малой Южной ДЖД.

Аватара пользователя
glorg
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср мар 27, 2019 1:43 pm
Имя: Евгений К.
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Что это такое узкой колеи?

#140 Непрочитанное сообщение glorg »

ГойкоМитич писал(а):
Чт янв 14, 2021 12:43 pm
В источнике указан 1885.
Вот еще фото круглого клейма k.k.St.B. слева - 1860г (предположительно, не является достоверной)., справа - 1909г.
Ссылка на источник
Вообще очень хороший ресурс, кстати. Каюсь, невнимательно туда смотрел ранее. По крайней мере, есть вроде бы подтвержденнное круглое клеймо KKStB.
[Оффтопик]
Вот только с клеймом 1860г полная неразбериха, ибо KKStB в начале 80-х гг только образовалась как организация, непосредственно владеющая дорогами - до этого она управляющим органом, скорее, была. Можно, правда, предположить, что фото слева относится к ÖStB, ликвидированной к 1860 году, но это, скорее, фантастика, чем реальность - больно модерновый вид для середины века.
ГойкоМитич писал(а):
Чт янв 14, 2021 12:43 pm
Если допустить, что харьковский крытый вагон попал на дорогу вместе с паровозом 83-040, то происхождение вагона можно определить достаточно точно.
Если сделать такое допущение - то да, вполне вариант, довольно складно. Пожалуй, это, на сегодняшний день, наиболее вероятная версия того, что могло иметь место, все, в общем, сходится. Происхождение вагона, что правда, укладывается в формулировку "Австро-Венгрия, 1885-1914", но начинаю понимать, что точнее выяснить невозможно.
Спасибо за исследование!

Ответить

Вернуться в «Узкая колея»