Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальные)

Сообщение
Автор
TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальные)

#1 Непрочитанное сообщение TeorMech »

В этой теме будут рассмотрены конструкции линий связи I-II эпох.

Часть I - опоры и траверсы.

На рис. 1 изображены опоры крюкового профиля, которые применялись со второй половины 19 века до 1928 года на магистральных телеграфных и телефонных (1898-1900 года) линиях, а так же в редких случаях при реконструкции старых линий после 1931 года. На опорах с крюками могло укрепляться до 24 проводов, наиболее типичным количеством проводов было 12-18. Позже крюковой профиль так же стал называться "Профиль №1".

Некоторые общие сведения по истории линий:
До указа НКПС и НКТП от 1931 года запрещалась совместная подвеска (на одной линии) проводов железной дороги и почты. В Российской Империи провода разных владельцев (коммерческих или государственных) так же устраивались на отдельных воздушных линиях.

На телеграфных линиях на один канал связи (телеграфный круг) приходится один провод на опоре, обратный ток при этом протекает через землю. Иногда (в зависимости от конкретных условий постройки линии) применялся общий заземлённый провод обратного тока, подвешиваемый ниже всех остальных проводов. На телефонных линиях изначально так же применялась однопроводная система, однако в последствие для устранения индукционного влияния соседних заземлённых проводов от неё отказались в пользу двухпроводных шлейфов. Для устранения индукционных помех на телефонных линиях, как при однопроводной, так и при двухпроводной системе, так же применяются скрещивания (транспозиции) проводов. В начале 20 века так же был изобретён способ одновременного использования проводов для телеграфной и телефонной связи, однако, распространению этой системы мешали различные факторы, как, например, действовавший в конце 19 века запрет МПС на использование телеграфных проводов для телефонирования.


Рис.1
Рис.1
1. опора на 3 провода.
2. опора на 12 проводов.
3. опора на 16 проводов.
4. угловая опора с подкосом (с креплением крючьев на подкосе).
5. угловая опора с подкосом.
6. А-образная усиленная угловая опора
7. опора телефонной линии с транспозиционными кронштейнами

На рис. 2 показаны составные опоры многопроводных линий до 1928 года: слева - А-образная, справа - Н-образная.
Рис.2
Рис.2
На рис. 3 указаны расстояния между проводами на опорах крюкового профиля.
Рис.3
Рис.3
На рис. 4 изображены опоры смешанного профиля. Смешанный профиль стал применяться при строительстве новых и реконструкции старых линий с 1928 года.
Рис.4
Рис.4
1. профиль №6
2. профиль №7
3. профиль №2
4. профиль №3
5. профиль №4

На рис. 5 и 6 изображены опоры с траверсами по проекту 1928 года. Основой проекта стали опоры, применявшиеся в США. С 1928 года было так же введено деление линий по классам прочности: Н - нормальный (для слабо-гололёдных районов), О - облегчёный, У - усиленный (для сильно-гололёдных районов). От класса зависит диаметр столбов и поперечные размеры траверс, количество опор на километр линии, а так же наличие фундаментов и опор особой конструкции. На рисунке изображены опоры для линий (Н).
Рис.5
Рис.5
1. профиль №8 (количество траверс - до 5)
2. профиль №5 на 16 проводов
3. профиль №5 на 24 провода
4. профиль №5 на 40 проводов (максимальное количество траверс)
5. смешанный профиль
Рис.6
Рис.6
1. транспозиция телефонных проводов на специальных подвесных крюках
2. транспозиция телефонных проводов на стандартных крюках КН
3. угловая опора 16-ти проводной линии с подкосом
4. угловая опора 24-х проводной линии с подкосом
5. А-образная угловая опора 16-ти проводной линии

На рис.7 изображёна анкерная опора для линий (У). Аналогичные опоры применяются в качестве концевых на линиях (Н) и (О).
Рис.7
Рис.7
Рис. 8 - траверсы на 4 провода по проекту 28 года: слева - нормальная, справа - облегчённая.
Рис.8
Рис.8
Рис. 9 - одинарная траверса на 8 проводов по проекту 28 года. Массовое применение - с 1931 года.
Рис.9
Рис.9
Рис. 10 - двойная (анкерная) траверса на 8 проводов по проекту 28 года. Применяется на анкерных и угловых опорах при повороте на большие углы.
Рис.10
Рис.10
В городских условиях применяются опоры с уменьшенными габаритами и металлическими траверсами (Рис. 11)
Рис.11
Рис.11
Рис.11
Рис.11
В начале 20 века в связи с переходом железных дорог на более тяжёлые рельсы высвободилось большое количество старых рельсов, которые было решено применять для укрепления опор линий связи, что существенно продлевало их срок службы по сравнению с опорами, установленными в грунт (особенно учитывая пока ещё малый опыт применения антисептиков). Массовое применение рельсовых пасынков началось с 1909 года как на новых, так и на реконструируемых линиях. К 1913 году около 35% опор было снабжено рельсовыми пасынками.

Рис. 12 - рельсовые пасынки.
Рис.12
Рис.12
Таблица выбора высоты столба в зависимости от числа проводов и расположения линии:
height.jpg
Кабельные, ответвительные, концевые и ревизионные столбы и опоры

Отвод проводов к зданию на ответвительной опоре:
Рис.13
Рис.13
Линия 3 - транзитная.

Отвод проводов к зданию с помощью ревизионных кронштейнов:
Рис.14
Рис.14
Устройство ревизионного столба:
Рис.15
Рис.15
Ревизионные столбы устраиваются для испытания (проверки целостности) транзитных (не заходящих на станцию) проводов телеграфных и телефонных линий.

Концевые кабельные столбы:
cable_old.jpg
Для линий крюкового профиля (40е годы):
cable_45_profil1.jpg
Для линий с траверсами (40е годы):
cable_45_traversy.jpg

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#2 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Часть II - арматура и изоляторы.

На линиях связи применяются штыревые изоляторы, изготавливающиеся преимущественно из фарфора и стекла. В России стеклянные изоляторы для линий связи, в отличие от США, не получили большого распространения. Изоляторы укрепляются к столбам с помощью крюков, кронштейнов и траверс со штырями.

Первые в Российской Империи штыревые фарфоровые изоляторы для телеграфных линий Почтового Ведомства с 1862 года производила фарфоровая фабрика Братьев Корниловых в Санкт-Петербурге. Эти изоляторы были массивнее и больше современных, однако, принципиально они ничем не отличаются от производимых в настоящее время изоляторов марки ТФ.

Изоляторы ТФ-1 и ТФ-2 Бр. Корниловых (1870е-80е г.г.):
Изоляторы Бр. Корниловых
Изоляторы Бр. Корниловых
В конце 19 - начале 20 века (до 17 года) основным производителем изоляторов для линий связи стало товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. На магистральных линиях применялись изоляторы двух конструкций - обычные ТФ и изоляторы "с ушками". И те, и другие выпускались четырёх размеров, однако на магистральных линиях применялись только три размера.

Изоляторы ТФ-1 и ТФ-2 т-ва М.С.К.:
insulator_on_hook.jpg
TF_MSK.jpg
На схеме указаны размеры для изоляторов ТФ. Изоляторы ТФ, производившиеся другими фабриками, имели аналогичные размеры, хотя форма могла несколько отличаться.

Изоляторы "с ушками" т-ва М.С.К.:
MSK_pinhole_insulators.jpg
MSK_pinhole_insulators_photo.jpg
В "ушки" вставлялась шпилька, не дававшая проводу упасть с изолятора при монтаже и при обрыве перевязки.

Кроме отечественных, в I-II эпохах применялись импортные изоляторы. Поставщиками были, в основном, немецкие фабрики: Teltow, Porzellanfabrik Hermsdorf-Klosterlausnitz, Rosenthal, Kaiser Porzellan-Manufactur Berlin, Sonnenberg и др. Некоторые изоляторы по конструкции соответствовали ТФ, некоторые были чисто немецкого типа.

Изолятор фирмы Sonnenberg (1919 г.):
sonnenberg_scheme.jpg
sonnenberg_insulator.jpg
Для крепления изоляторов к столбам применяются специальные крючья. До 1930х годов для больших изоляторов (ТФ-1 и ТФ-2) применялись крючья только квадратного сечения, изготавливавшиеся из квадратных прутков 19х19 мм:
square_hook.jpg
MK_tf2_hook.jpg
Для устройства контрольных пунктов применялись ревизионные кронштейны, на которых провод разрезался и его концы соединялись ревизионным сжимом. Рассоединив сжим, можно было включить в линию измерительные приборы.

Ревизионный кронштейн на столбе:
rev_k_4.jpg
Вид сбоку:
rev_k_3.jpg
Общий вид:
rev_k_new.jpg
Cхема:
rev_k_new_bplt.jpg
Более ранняя конструкция кронштейна:
rk_mozhd.jpg
Ревизионные кронштейны применялись только на линиях с крюковым профилем, на траверсах контрольный пункт устраивался следующим образом:
rev_wooden_crossarms.jpg
Ревизионные кронштейны так же применялись для скрещивания проводов на телефонных линиях (это была первая конструкция скрещиваний):
rev_k_6.jpg
Для скрещивания проводов на линиях с крюковым профилем так же применяются специальные кронштейны:
transp_kronshtein.jpg
На линиях с траверсами скрещивания выполняются либо с помощью подвесных крюков, либо на транспозиционных накладках:
transposition_gear_45.jpg
transposition_traversy2.jpg

Аватара пользователя
Ь-2021
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Пт апр 13, 2012 11:53 pm
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#3 Непрочитанное сообщение Ь-2021 »

Не могу вспомнить из какой книги выдернул эти страницы :oops:
Вложения
tom08 анкер.png
tom08 ап.png
tom08 АП-образ.png
tom08 замена.png
tom08 каб.png
tom08 опора.png
tom08 У УО.png
tom08 УСП.png
tom08 шлейф.png
tom08 шлейфа.png
tom08.png
tom08А.png
tom08АП.png
tom08б.png
tom08в.png
tom08л.png
tom08переход.png
АП.png
вязка.png

Аватара пользователя
Ь-2021
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Пт апр 13, 2012 11:53 pm
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 37 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#4 Непрочитанное сообщение Ь-2021 »

и ещё немного
Вложения
РЗН-Г-10ж600.png
РЗН-Г.png
ТВ-102.png
установка.png

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#5 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Ь-2021, спасибо за сканы. Я сканировал из "Инженерно-Технического Справочника по Электросвязи" НКС 1945 года и курса ЖД телеграфии и телефонии Бубновского 1933 года.

Вот ещё фотографии сигнальной линии крюкового профиля:
vls_1.jpg
vls_2.jpg
Последний раз редактировалось TeorMech Пн янв 07, 2013 12:51 pm, всего редактировалось 1 раз.

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#6 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Сканы раздела о воздушных телеграфных линиях из курса лекций по телеграфии 1890х годов:
TL_1.jpg
TL_2.jpg
TL_3.jpg
TL_4.jpg
TL_5.jpg
TL_6.jpg

TeorMech
Сообщения: 204
Зарегистрирован: Вс сен 12, 2010 3:56 pm
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 79 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#7 Непрочитанное сообщение TeorMech »

Остальные листы:
TL_7.jpg
TL_8.jpg
TL_9.jpg
Иллюстрации:
TL_10.jpg
TL_11.jpg

Аватара пользователя
старина_U
Сообщения: 9072
Зарегистрирован: Чт апр 24, 2008 12:04 am
Откуда: оттуда... з Масквы...
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 98 раз

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#8 Непрочитанное сообщение старина_U »

Ь-2021 писал(а):Не могу вспомнить из какой книги выдернул эти страницы :oops:
Из Технического справочника железнодорожника.
Причём намешано всё: и телефонно-телеграфные линии, диспетчерская связь, и линии питания СЦБ 6 кВ.
Изображение

Stas
Сообщения: 91
Зарегистрирован: Чт ноя 25, 2010 2:46 pm
Откуда: Минск

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#9 Непрочитанное сообщение Stas »

Все здравствуйте! Вопрос не по линиям связи, а по осветительным и бытовым 220В (все, что вдоль и рядом с ЖД): какая высота столба и т.д.? Интересует советская эпоха - деревянные столбы, фонари с лампочками накаливания... И вообще, не добавить ли осветительную тему? (или я ее где-то пропустил? :shock:
IMG_1591.JPG
)

Аватара пользователя
iosch
Модератор
Сообщения: 9447
Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 7:17 pm
Имя: Олег
Откуда: г.Н-Тагил
Благодарил (а): 55 раз
Поблагодарили: 197 раз
Контактная информация:

Re: Воздушные линии связи (телефонные, телеграфные, сигнальн

#10 Непрочитанное сообщение iosch »

DSCN3064.JPG
DSCN3069.JPG
Концевая опора связи.
Уральская Горнозаводская ст.Н-Тагил
Если ваш поезд разгоняется,не радуйтесь.Возможно вы идете под откос...
Меня зовут Ёжом,а iosch,это я так шифруюсь ;)

Ответить

Вернуться в «Общий курс железных дорог»