А сейчас я немного побуду кэпом-очевидностью.
Вынужденно.
Дабы не возникало мешающих дискуссий впоследствии.
Поскольку не всем одинаково хорошо преподавали естественные науки в школе, а у них самих как-то не доходит дело до перечитывания учебников (уж помолчу про случаи, когда вааще «не в коня корм»).
Сие есть общая сентенция; при внезапном совпадении — считать случайностью.
Предметом рассмотрения, для начала, — будет проблема взаимодействия модельных путей и модельных колёсных пар, а так же проблемы самих путей; вернее — проблемы рельсо-шпальных скреплений.
Что касается масштаба 1:1, то там всё ясно: масса металла, физические свойства (состав сталей, термообработка, сопротивление изгибу, сдвигу, кручению, сила трения и т.д.) – дают большой запас возможностей. Гребень бандажа, толщиной 33мм на высоте 20мм не позволяет соскочить 120-тонной махине в кривой радиусом 500 метров на скорости 100 км/ч, несмотря на то, что в точке контакта действуют силы под сотни тонн! Попробуем перевести это в масштаб. Наш тяжёлый случай – 1:160. ))
Тот же гребень бандажа будет иметь размеры:
толщина — 33/160 = 0,20625мм
на высоте — 20/160 = 0,125мм
высота всего гребня — 30/160 = 0,1875мм.
картинка – для наглядности.
img_277.png (10.14 КБ) 12877 просмотров
Допуск на расстояние между внутренними гранями бандажей у сформированной колёсной пары ±3мм.
в масштабе: 3/160 = 0,01875мм. )) Почти 19 микрон!
Что ж. Вполне себе достижимые показатели (на современном оборудовании-то)! ))
Вот только и скорость придётся держать модельную: 25км/ч (6,944м/с)/160 = 0,0434 м/с
Хотите возразить? При 40 слетать не будет? Ок. 40км/ч (11,1м/с)/160 = 0,0694 м/с…
Почти 7см в секунду при высоте гребня около 0,2мм… Мне кажется, что такой лок при весе в пол-кило даже и не поймёт, что пути давно повернули. Поедет себе прямо, пока электричество в колёсах не кончится.
Кстати о сцепном весе…
Вес локомотива – 120т/160 = 0,75т, или 750 кг.
Тут – реальный трабл. Даже сделав его из урана, или чего поплотнее, — такого веса не достичь. ТЭМ2 на «девятку», весом более, чем в пол-тонны?!! ))) Аднака…
Хорошо. Даже сделав его целиком из свинца, или другого земного материала поплотнее (идиотский вариант), мы всё равно получим чуть больше 500 граммов! Пол-кило и пол-тонны… )))
Кривая, радиусом в 500 метров (обычное дело для горных дорог, для второстепенных дорог, типа подмосковного кольца (БМО)); где не шибко погоняешь: крейсерская езда — 40-60км/ч;
— 500/160 = 3,125м Полный разворот на 6 с лишним метрах!
Вполне себе квартирный размерчик! )) Для наших квартир.
В реале, если забить на вопли семьи, то можно забабахать кривую, радиусом аж 750мм! То есть полный разворот возможен на ширине макета в 1,7 метра (плюс обочины). Не так плохо, можно сказать – ШИКАРНО для девятки!
Проверим:
750мм*160 = 120000мм
Вау! 120 метров! Да это же подъездные пути на каком-нибудь заводе, где надо поместиться на клочке земли посреди города. Или путь от станции на склад; или деповской путь, где максимум 25, а то и 15 ездят, ну уж никак не 100!
У промышленных локомотивов указывают минимально проходимый радиус кривой – 50м. Это в масштабе: 50/160 = 0,8333333333333333м, или 833,33 мм. Макетик заводика с «крутыми» кривыми, почти на 2 метрах… О_О
Слишком.
Дальше — больше.